Sun04222018

Last update09:47:31 AM GMT

09.07.10 14:01

Авиценна

Написал  Medforce
Оценить
(2 голоса)
`

Авиценна«О мудрости твердят: она бесценна, но за нее гроша не платит мир» - один из афоризмов Авиценны, приближенного ко двору мусульманских правителей вольнодумного врача. Свободолюбивые взгляды и независимый характер этого человека вызывали негодование со стороны мусульманского духовенства. Из-за этого постоянно нависала над врачом угроза заточения и смерти. Поэтому ему часто приходилось менять место жительства и покровителей. Как врач пришел к такому образу жизни?

Авиценна, собственно Абу-Али ал-Гусейн Ибн-Абдаллах Ибн-Сина, родился в 980 г. в Афшеме близ Бухары. В Бухаре он изучал математику, астрономию, философию и медицину. «Поистине душа - божественный светильник, и свет наук она, себя сжигая, льет». Действительно, Авиценна оказался талантливым врачом, за что стал придворным врачом саманидских и даилемитских султанов и даже некоторое время был визирем в Гамадане.

О мастерстве Авиценны сложена легенда о том, как он сумел, состарившись, сделать сорок лекарств, способных воскресить умершее тело. И завещал своему ученику испробовать их на его теле после того, как он умрет, в строго определенной последовательности. Ученик послушался, и приступил к врачеванию. И лекарства оказывали необычайный эффект: тело не только не разлагалось, но молодело и свежело. Когда пришло время применить последнее лекарство, а тело Авиценны было таким юным и прекрасным, словно уже готово было встать и заговорить, ученик из-за сильного волнения опрокинул заветный сосуд  с сороковым лекарством.

«От праха черного и до небесных тел, я тайны разгадал мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, лишь узел смерти я распутать не сумел». Это рубаи говорит о внутреннем несгибаемом упорстве и способности преодолевать препятствия, в том числе препятствие отсутствия почти всяких сведений в медицине. Это препятствие не отворачивает Ибн Сина с пути медицины, а, напротив, направляет его на путь исследования. Его родители хотели дать сыну наилучшее образование. Но знания бухарских учителей вскоре уже не могли удовлетворять пытливого юношу, и он стал самостоятельно изучать философию, лирику и другие науки.

Работоспособность Ибн Сины была исключительной. "В то время, - говорит он о своем шестнадцатилетнем возрасте, - я недосыпал ни одной ночи, да и в течение дня не занимался ничем иным, кроме наук. Возвращаясь к ночи в мое жилище, я ставил перед собой светильник и погружался в чтение или письмо... Когда же сон окончательно одолевал меня, то и во сне продолжал я обдумывать те вопросы, которыми занимался наяву... Такую жизнь вел я, пока не усвоил твердо всех наук и не овладел ими настолько, насколько это вообще доступно человеку".

В числе этих наук, которыми он упорно овладевал, была и медицина, который он посвятил 16 из 300 своих сочинений. Уже в семнадцать лет Ибн Сина был зрелым ученым и стал заниматься врачебной практикой. За успешность врачевания ему было позволено пользоваться знаменитой библиотекой Бухары. После завоевания Саманидского государства Караханидами Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в Ургенч, а затем в Иран. Почти вся дальнейшая жизнь Ибн Сины прошла в скитаниях по разным городам прикаспийской области и Ирана. Условия его жизни были тяжелыми, и за свой независимый характер и вольный ум он не раз подвергался преследованиям, одно из которых закончилось заключением его в тюрьму. Но благодаря силе воли и поразительной памяти, лишенный возможности пользоваться необходимой литературой, Авиценна продолжал литературную, научную деятельность и врачевание. Приходилось ему заниматься и административной, государственной деятельностью. Все это рано подорвало его силы. Умер Ибн Сина в 1037 году в возрасте 57 лет, в Хамадане (Иран), где и сейчас находится его могила.

В числе написанных Иби Синой на арабском и персидском языках произведений есть касыды, газели и рубайат, а также многотомные труды. Среди последних - семнадцатитомная "Китаб аш-шифа" ("Книга исцеления") и пятитомный "Аль-Канун фи-т-тибб" ("Канон врачебной науки"), который до XVII в. был основным медицинским руководством в странах Востока и, что любопытно, Запада. В своих естественнонаучных и медицинских трудах, Ибн Сина развивает учения выдающихся представителей древней медицины (Гиппократа, Галена и др.), а также обобщает результаты своих исследований и наблюдений. При этом и для изложения научных вопросов, Ибн Сина иногда прибегает к стихам. Так, его труд "Урджуза фи-т-тибб", в котором изложены основные положения медицины, состоит более чем из 1300 двустиший.

У Ибн Сины есть также труды, посвященные вопросам музыки. Широкую известность имеет рассказ о том, как Ибн Сина совместно с Насир-и Хосровом изобрел распространенный в Средней Азии струнный смычковый инструмент - гиджак.

Об Ибн Сине созданы рассказы, где его жизнь представлена в фантастическом плане. О нем упоминает в "Божественной комедии" Данте; в комедии "Валенсианские безумцы" - Лопе де Вега, знаменитый испанский драматург.

«Море слов сокровенного смысла полно, этот смысл я читать научился давно. Но когда размышляю о тайнах Вселенной, понимаю, что мне их прочесть не дано». Это рубаи позволяет нам утвердиться в мнении о мудрости Авиценны и в том, что качество мудрости не зависит от века, она узнаваема во все времена.

Изменено 09.07.10 14:27
Medforce

Medforce

E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.