Wed07122017

Last update09:47:31 AM GMT

27.10.09 16:57

История сифилиса

Написал  Medforce
Оценить
(0 голоса)
`
ЧерепМнения о происхождении сифилиса противоречивы. Эпидемия сифилиса опустошила Европу в последнее десятилетие XV века, когда его прозвали "Большая оспа. Существует три основные гипотезы происхождения.

Первая версия считает, что сифилис был завезен в Европу из Вест-Индии. Эта версия подтверждается тем, что первая эпидемия совпала по времени с возвращением Колумба из Америки, стоит отметить, что сам Колумб, по-видимому, умер от сифилитического аортита. В Америке спирохетоз является эндемичным заболеванием некоторых местных копытных. Например, лам, от которых бактерии могли попасть в тела аборигенов, а от них - к матросам.
 
Дальнейшее распространение сифилиса по Европе связано с завоевательными походами Карла VIII. В марте 1494 г. Карл VIII, собрав огромное, по меркам того времени, войско, объявил войну Неаполитанскому государству и двинул свои полки на юг. В числе его воинов были и матросы с кораблей Христофора Колумба, вернувшиеся недавно из Южной Америки. Оккупация итальянских территорий войсками Карла VIII, среди которых оказалось множество сифилитиков, способствовала, по понятным причинам, распространению этого заболевания и среди мирного населения на захваченных землях.
 
Историограф того времени Пьетро Бембо так описывал эту ситуацию: "Вскоре в городе, занятом пришельцами, вследствие контагия и влияния светил началась жесточайшая болезнь, получившая название "галльской". Попытки записать заболевание в счет грехов иностранцев были весьма характерны для ситуации того времени. Эта тенденция хорошо прослеживается в названиях заболевания, которые давали ему европейцы в конце XV и начале XVI века. В Испании сифилис - los bubas - называли "галльской болезнью". Во Франции, помимо народного la variole сифилис именовали неаполитанской болезнью. Германцы считали ее французской, а греки - сирийской. Сифилис в то время был известен также как итальянская, венецианская, кастильская, португальская, турецкая, польская и даже курляндская болезни.
Вот как они ее описывали: "Некоторые больные с головы до ног покрывались отвратительными черными бубонами, большими по размеру и столь ужасными, что этим людям, покинутым своими собратьями по оружию, не оставалось ничего другого, как желать быстрейшей смерти в лесах и горах, где их бросили. У других эти бубоны по твердости, превосходившие древесную кору, появлялись в различных местах, на лице и затылке, на лбу, на шее, на спине, так что они вырывали себе ногти от страданий. У третьих по всему телу имелись глубокие язвы, распространявшие такой противный запах, что окружающие бежали от них..." Или такое свидетельство: "Эти несчастные дорого заплатили за свое маленькое удовольствие: они покрылись коростой с головы до колен, некоторые потеряли губы, другие глаза. Последние ... не могли уже видеть, как их "мужская гордость" падала на землю, подобно гнилому плоду..." Эти строки - отголосок реальных событий, произошедших в 1495 году в Неаполе. Они принадлежат перу знаменитого итальянского кардинала Пьетро Бемо, историка и философа, близкого друга Джироламо Фракасторо, известного в те времена ученого.
 
После окончания неаполитанской кампании Карла VIII его войска разбредаются по домам, разнося по Европе возбудителей опасного заболевания. Если верить некоторым историческим источникам того времени, уже через несколько лет после взятия Карлом VIII Неаполя половина Европы заражена французской болезнью. Даже если эти данные несколько преувеличены, не оставляет сомнения, что заболевание поражает самые различные слои общества. Впрочем, эта гипотеза происхождения сифилиса вряд ли верна, поскольку врач Вильям Валлас в 1842 г. сообщал, что у ирландцев за несколько столетий до эпидемии 1495 г. была известна болезнь французских пустул, по описаниям чрезвычайно похожая на сифилис. Хорошо известно также, что в доколумбовую эпоху сифилисом болели римские папы Александр VI, Юлий II и Лев XI, а также известный французский поэт Франсуа Вийон.

Согласно второй гипотезе сифилис распространен в Европе с древнейших времен, Тому существует множество доказательств. Еще в египетских папирусах Эберса описывается заболевание ухеду, напоминающее по симптоматике сифилис. На глиняных ассирийских табличках библиотеки царя Ашурбанипала, найденных в окрестностях Ниневии, клинописью была записана легенда о царе Нимроде, который отказался взять в жены сосватанную ему богами Астарту (богиню Иштар) и, не колеблясь, убил быка, прибывшего с этой вестью на землю. В наказание боги поразили строптивого Нимрода болезнью, от которой по всему телу шла сыпь и появлялись язвы. Один из мифов Древней Греции рассказывает о наказании афинян болезнью половых органов за отсутствие у них должного уважения к культовому изображению фаллоса божественного Диониса. В качестве аргумента приводится "нос Сократа". Многие ученые, изучив бюст философа из собрания Виллы Альбани, высказали предположение, что великий мыслитель, якобы, страдал врожденным сифилисом.

В индуистких ведах, описано заболевание, напоминающее по симптоматике сифилис, лечить его предлагалось все теми же растворами сулемы, киновари и каломели - то есть ртутными препаратами. Аналогичные рецепты были обнаружены в древних китайских манускриптах, датированных 2600 г. до н.э. и обнаруженных в 1863 г. французским консулом Дабри в Китае. В них образующийся при сифилисе твердый шанкр назывался кан-ту, а помогающий при заболевании ртутный порошок шун-ин. Столь же древние указания на распространенность сифилиса обнаружили и советские археологи, откопавшие в Забайкалье останки людей с характерными для сифилиса поражениями костей, датированные вторым тысячелетием до н.э. Классик и основоположник европейской медицины Гиппократ за четыре века до нашей эры достаточно точно описывал симптомы сифилиса. Позже ему вторили Плутарх и Гораций, указывавшие на рубцы и язвы, появлявшиеся на лицах развратных людей. Биограф римских цезарей Гай Светоний Транквилл упоминал о похожих кожных болезнях императоров Октавиана и Тиберия, а римский врач Клавдий Гален описывал некоторые симптомы сифилиса в своих сочинениях. Не обошел вниманием кожные болезни с похожей на сифилис симптоматикой и Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Хасан ибн Али ибн Сина, более известный европейцам под именем Авиценна. Таким образом, авторитет всех известных отцов европейской и восточной врачебной науки утверждает, что сифилис так же древен как и медицина.

Третья гипотеза
говорит, что сифилис является ровесником человечества. Во всяком случае, и человечество, и болезнь имеют единую колыбель - центральную Африку. И в настоящее время там можно обнаружить множество заболеваний, порождаемых различными трепонемами.
 
Помимо вызывающей классический венерический сифилис бледной спирохеты в Африке обнаружена Treponema carateum, являющаяся причиной болезни, которую на местном диалекте называют пинта. Среди бушменов известно заболевание беджель, вызывающееся спирохетой Treponema bejol. Наконец, в Африке открыты возбудители невенерического сифилиса - так называемой фрамбезии, от которой нередко страдают пигмеи. Вызывается этот тропический сифилис еще одной трепонемой - Treponema pertenue. Можно сказать, что пинта, беджель и фрамбезия являются эндемическими африканскими трепонематозами, то есть они характерны только для тех уголков Африки, где встречаются с незапамятных времен и поныне.
 
Вероятно, наиболее древние виды человеческого сифилиса вызывались бактериями, обитающими исключительно на коже. Они использовали потовые выделения как пищевой субстрат. Затем приспособились к обитанию в ранках и повреждениях кожи, а их передача осуществлялась исключительно за счет бытовых контактов. На этой исторической стадии замерло развитие бактерий, вызывающих невенерический африканский сифилис - фрамбезию. Наконец, некоторые трепонемы преодолели иммунный барьер организма-хозяина и успешно внедрились в его кровеносную и лимфатическую системы. При этом возбудителям потребовалось найти новый способ заражения своих жертв. В дошприцевую эпоху единственным надежным способом передачи агента, содержащегося в крови и межклеточной жидкости, были половые контакты его хозяина. Такой беспроигрышный вариант был блестяще реализован одной из разновидностей африканских трепонем, в результате чего возникло новое венерическое заболевание человека - сифилис. Учитывая приведенные выше факты и рассуждения, можно сделать вывод, что сифилис имеет столь же древнюю историю, что и сам род людской. Из Африки он был разнесен по всему свету за счет естественных миграций, крестовых походов, вывоза рабов и развития торговли.

Выделение сифилидологии в отдельную дисциплину датировано эпохой Возрождения. Хорошо известно имя итальянского врача, поэта, астронома Иеронима Фракасторо. Поэма Syphilis sive morbus gallicum о пастухе по имени Сифилус, наказанного богами болезнью половых органов за дерзкий вызов, брошенный богам, была опубликована Фракасторо в 1550 г. в Вероне. В этом произведении приведено исторически ценное описание симптоматологии этого заболевания, получившего в те времена распространение в Европе, а также основные принципы лечения.

Лечение сифилитиков в средние века рассматривалось чаще всего, как наказание за распущенность. Однако использовали и такие средства, как сиропы розового меда, меда с уксусом, отвары алоэ, потогонные и слабительные средства. Особое место занимало "ртутное лечение". Истоки этого метода - в глубокой древности. В отношении венерических больных "ртутный метод" приобретает свою особую, зловещую окраску. Лечение начиналось с жестокого бичевания, имевшего целью освободить несчастного от его греха. После этого больному в течение нескольких дней давали слабительное. А уж затем, "подготовив" его таким образом, помещали в специальную парилку (для этих целей использовали бочки). Два раза в день пациента смазывали ртутной мазью. После такого лечения 80 процентов умирали сразу (от ртутного отравления), оставшиеся в живых практически не выздоравливали. Метод, тем не менее, считали полезным (хотя его главный эффект, видимо, был все же в назидательности и устрашении).

В истории сифилидологии следует отметить такие периоды, которые накладывали значительный отпечаток на изучение всей проблемы. Так, во времена Фракасторо и почти три столетия после него врачи и ученые вели спор о том, считать ли сифилис самостоятельной болезнью или особым проявлением общего заболевания, в которое входят сифилис, гонорея и мягкий шанкр. Сторонников первой точки зрения называли дуалистами, второй — унитаристами. Желая положить конец этим спорам, англичанин Гентер, авторитет которого как ученого был чрезвычайно велик, в 1767 г. ввел себе в уретру гной от больного гонореей. Через несколько дней у него появились выделения, а еще через несколько недель — твердый шанкр. Теперь-то мы понимаем, что в этом случае произошла роковая ошибка: материал был взят от больного, который, вероятно, страдал одновременно гонореей и сифилисом. Однако в то время (возбудители гонореи, сифилиса, мягкого шанкра еще не были найдены, методы серологической диагностики еще не открыты и т. д.) проведенный известным ученым опыт, связанный с самопожертвованием, произвел столь большое впечатление, что способствовал победе унитаристов и тем самым отодвинул правильное решение вопроса. Название «люэс» впервые было употреблено по отношению к сифилису Рабле, а вошло в медицинский обиход после того, как его повторил в своей книге Фернель в 1554 г.

Только через 60—70 лет опыту Гентера было дано надлежащее толкование. Это стало возможным благодаря исследованиям, проведенным французом Рикором. Последний с 1831 по 1837 г. заразил 700 человек сифилисом и 667 — гонореей. Он проводил свои опыты на приговоренных к смерти заключенных. Спор унитаристов и дуалистов был окончательно разрешен. Ученые не могли не учитывать полученные Рикором результаты, но осудили подобный непозволительный метод достижения истины.

В истории сифилидологии, кроме Гентера, следует указать на молодого французского врача Линдемана, который в 1851 г. под контролем комиссии Парижской академии заразил себя сифилисом (внес в разрез на руке выделения, взятые из сифилитических папул), и на студента Мезенова, привившего себе сифилис, чтобы затем испытать профилактическое действие предложенной И.И.Мечниковым каломельной мази. В истории сифилидологии одним из крупных открытий считают обнаружение в марте 1905 г. Шаудином и Гофманом возбудителя сифилиса — трепонемы, названной ими бледной спирохетой за ее свойство плохо окрашиваться различными красителями. Тем самым вопрос об этиологии сифилиса был решен, что дало возможность на новых основаниях вести работу в области клиники и диагностики этой инфекции.

Большим событием было открытие Вассерманом совместно с Нейссером и Бруком (1906) серологической реакции на сифилис, получившей название реакции Вассермана. Это позволило в дальнейшем открыть большое количество других специфических серологических реакций. Качественно новой реакцией на сифилис явилась реакция иммобилизации бледных трепонем (РИБТ), предложенная в 1949 г. американцами Нельсоном и Майером и поставленная впервые в СССР в 1959 г. А.И. Картамышевым и Г.Б. Беленьким. Эта реакция оказалась намного специфичнее, чем обычные «классические» серологические реакции. Она имеет большое значение для распознавания ложноположительных, несифилитических серологических реакций. В лечении сифилиса следует указать на два выдающихся открытия. Новую эру в терапии сифилиса, как и в химиотерапии в целом, начал немецкий исследователь и врач Эрлих, предложивший для лечения сифилиса в 1909 г. производное мышьяка — сальварсан и в 1912 г. неосальварсан. В 1921 г. Сазерак и Леватиди предложили висмутовые препараты для лечения сифилиса. Принципиально новым в терапии сифилиса явилось применение в 1943 г. американцами Магонеу, Арнольдом и Гаррисом пенициллина, открытого англичанином Флемингом в 1929 г. В Советском Союзе заслуга в получении пенициллина принадлежит З.В. Ермольевой и Т. И. Базелиной (1942). Интересно, что впервые с лечебной целью плесень гриба Penicillium glaucum была применена еще в 1872 г. А.Г. Полотебновым. В настоящее время антибиотики занимают главенствующее место в терапии больных сифилисом.